Как выбрать буксировочный трос?

Каждому автомобилисту известно, что в машине должен быть набор предметов первой необходимости, среди которых буксировочный трос. Это приспособление поможет выбраться из трудной ситуации, если машина застрянет в грязи, заглохнет или просто не получится «дотянуть» до заправки. Необходимость буксировочного троса особенно хорошо прочувствовали те, чья машина когда-либо застревала вдалеке от городов, и помощи ждать приходилось лишь от проезжающих автомобилей. Конечно, в такой ситуации можно вызвать эвакуатор, но тогда придётся заплатить за каждый километр вне города. К тому же бывают ситуации, когда в столь далёком месте не ловит телефон.

К выбору буксировочного троса стоит подойти серьёзно, так как трос плохого качества или не подходящий вашему автомобилю может просто порваться. Поэтому, каким бы пустяком это не казалось на первый взгляд, но нужно изучить и разобраться в характеристиках буксировочных тросов.

Чем различаются буксировочные тросы

Наиболее значимыми характеристиками при выборе являются:

  • материал изготовления;
  • длина;
  • нагрузка;
  • крепления;
  • цвет;
  • производитель.

Материал

Первым критерием, на который стоит обратить внимание при выборе буксировочного троса, является материал его изготовления. Современные буксировочные тросы для машин могут быть выполнены из:

  • авиационного капрона;
  • корабельного каната;
  • ткани;
  • стали;
  • полипропилена.

Разница между ними есть. Потому торопиться с выбором не стоит. Нужно понять, что каждый из представленных материалов может дать для буксировочного троса, и насколько они подходят для тех или иных случаев.

Капрон. При использовании авиационного капрона применяется материал повышенной прочности, который выдерживает существенные нагрузки на разрыв. Это капрон высшего качества, способный справляться с экстремальными ситуациями и не рваться. Многие справедливо утверждают, что изделия из авиационного капрона являются лучшим решением на современном рынке автомобильных аксессуаров. При этом материал способен справляться с нагрузками, создаваемыми под воздействием влаги, мороза и сильной жары. Даже несмотря на нагрузки, растягивание волокон не происходит.

Канат. Буксировочные тросы на основе корабельного каната также пользуются за служенной популярностью. Такие изделия не боятся влаги, что можно считать серьёзным преимуществом. Канаты такого типа хранятся при любых условиях и подходят для эксплуатации в течение всего года. Но сильные нагрузки будут способствовать постепенному растягиванию изделия. Потому срок службы при активном использовании ограничен.

Ткань. Чаще всего в легковых автомобилях встречаются именно тканевые тросы для буксировки. Ткань бывает растительной и синтетической. Если происходит сильное натяжение, превышающее предельные нагрузки, изделие не растягивается. Трос будет сразу рваться в наиболее слабом месте. Такие изделия выполнены в виде мягкой ленты, а потому резкий разрыв не способен нанести ущерб машине или человеку. Но тут важно учитывать, что ткань прекрасно впитывает в себя влагу. Если трос был использован на снегу или в воде, после применения его следует обязательно промыть и просушить. Для хранения советуют использовать полиэтиленовые пакеты. При этом трос компактный и недорогой.

Сталь. Буксировочный трос, выполненный из металлической проволоки, хорошо подойдёт для внедорожника за счёт своей повышенной прочности. Но это единственное существенное преимущество изделия. При сильных нагрузках возникают разрывы, способные нанести существенный урон автомобилю и человеку. Нельзя забывать о негативном воздействии коррозии и постепенном образовании следов ржавчины на поверхности. Из-за этого приходится строго соблюдать правила хранения. К минусам также относится плохая сгибаемость конструкции и необходимость в большом количестве места в машине. Потому стальные конструкции применяют при отсутствии достойной альтернативы.

Полипропилен. Материал отличается лёгкостью и эластичностью, он прекрасно растягивается и возвращается к прежней форме. Такая особенность позволяет упрощать спасение машин, которые застряли в грязи. Если водитель резко ускорился и совершил рывок, полипропилен способен погасить рывки. Но опытные автомобилисты советуют не использовать не плетёные типы полипропиленовых изделий, поскольку постепенно они будут стираться о себя же. Каждый материал обладает определёнными особенностями, сильными и слабыми сторонами. Потому на этом критерии останавливаться не стоит. Есть ещё несколько важных характеристик, которые станут ключевыми в выборе действительно качественного, подходящего и эффективного буксировочного троса.

Каждый из материалов подойдёт для разных условий. Металлический трос лучше приобретать водителям большегрузных машин. Капроновый трос подойдёт владельцам легковых автомобилей для использования в городе и на трассе. Синтетический трос можно посоветовать любителям бездорожья. 

Длина

В ПДД чётко прописана длина буксировочного троса: от 4 до 6 метров. Если трос будет короче, существует опасность того, что буксируемый автомобиль врежется в буксирующий. Если же он будет длиннее, есть риск так и остаться в болоте, грязи или кювете.

Бывает такое, что недобросовестные производители вкладывают трос, отличный от параметров на упаковке. Поэтому при покупке нужно обязательно вытащить трос и самостоятельно померить его длину рулеткой. 

Нагрузка

При выборе буксировочного троса нужно рассчитать вес полностью гружёного автомобиля и умножить его на 2 – это и будет подходящая максимальная нагрузка для вашего троса.

Крепления

Когда возникает экстренная ситуация, даже наличие троса не всегда помогает автомобилисту. И проблема здесь банальная. Многие просто не знают, как правильно завязать буксировочный трос. Здесь на помощь приходят знания некоторых узлов. Выучить их не сложно. Но не все на это готовы. Вместо того, чтобы учить, как можно завязать стальной буксировочный трос, они отдают предпочтение более быстрым и удобным решениям. Всего существует несколько вариантов крепления буксировки, начиная от стандартной петли, заканчивая карабинами быстросъёмного типа. Завязывать петли умеет не каждый, поскольку для буксира нужно использовать правильные схемы завязки. Если вы не знаете, как завязать петлю на тросе, лучше воспользуйтесь карабинами и крюками.

Ошибочно считать, что завязанный петлёй трос держится лучше. Когда трос привязывают с помощью петли, такой вариант наиболее примитивный. Но без определённой сноровки и умений сделать всё правильно не получится. Если не понимать до конца, как нужно завязать буксировочный трос, петля может развязаться в самый неподходящий момент. Не зря специалисты называют петли наименее надёжным способом фиксации. Когда петли используются многократно, постепенно они перетираются из-за контакта с металлической проушиной. Одно дело, если начало разрыва заметили до буксировки. А если петля рвётся при движении, последствия могут быть самыми разными.

Чтобы получить действительно надёжную сцепку, лучше использовать карабины или металлические крюки. Это более прочные и долговечные варианты соединения. Плюс не требуется тратить много времени на установку. Это выполняется буквально за несколько секунд. На карабинах предусмотрены фиксаторы, предназначенные для того, чтобы петля не соскакивала при буксировке транспортного средства. Здесь петля не порвётся в неподходящий момент, в отличие от стандартного крепления без крюков или карабинов. Но у того же крюка есть слабое место. Это участок, где он соединяется с тросом. Потому важно, чтобы использовалась максимально надёжная прошивка или фиксация. Если выбирать изделия высокого качества, проблем с разрывами на слабых участках не возникнет.

Вид

Тросы бывают ленточного и канатного видов. Важнейшее их различие – в креплении. У ленточных крюк обычно пришит к ленте с помощью строчки. В канатных крюк крепится на узел, вшитый в сам трос. Очевидно, что второй вариант более прочен. А если учесть, что крепление - самое распространённое место разрыва троса, то на эту характеристику стоит обратить особое внимание.

Цвет

Что же касается цвета, то тут неопытные автомобилисты могут подумать лишь о декоративных свойствах. Якобы цвет нужен исключительно как украшение, визуальная составляющая, не оказывающая никакого влияния на действительно важные моменты буксировки. Но нет. Цвет действительно играет роль в процессе буксировки транспортного средства, причём далеко не последнюю. Любой специалист и просто автомобилист с богатым опытом скажет вам, что лучше всего покупать трос, выполненный в каком-нибудь ярком цвете. Яркий цвет необходим по достаточно простой, но в то же время важной причине. Он делает автомобили, которые находятся в сцепке друг с другом с помощью буксировочного троса, заметными.

Так водители будут знать, что эти машины на буксире, а потому сумеют совершить правильные манёвры, обгоняя или пропуская их. Также яркий цвет помогает самому водителю наблюдать, насколько сильно натянут трос при старте движения и непосредственно во время перемещения. Практически все производители при изготовлении буксировочных тросов обязательно используют яркие цвета. А именно: зелёные; синие; жёлтые; оранжевые; красные и пр. Но на этом изготовители не остановились. Чтобы ещё больше повысить практичность трос и сделать его заметным, в изделие начали добавлять специальные нити со светоотражающим эффектом. Когда на трос падает свет фар при буксировке в тёмное время суток, водители сразу же замечают это. Так удаётся избежать ДТП и столкновений с машинами на сцепке в условиях ограниченной видимости на дороге.

Если это грузовые или коммерческие автомобили, которые используют металлические тросы, здесь дополнительно следует разместить по длине изделия специальные яркие сигнальные флажки. Они также предназначены для увеличения видимости, и прекрасно справляются со своими функциями в реальных условиях эксплуатации.

Буксировочные тросы

Важность ухода и правильного обслуживания

Многие автомобилисты просто забывают о том, что в багажнике из машины лежит буксировочный трос. Они его купили и закинули в багажный отсек, считая, что свою задачу выполнили. Но с каким же разочарованием они сталкиваются, когда в реально необходимый момент трос оказывается в нерабочем состоянии. Нити потрескались, карабины и крюки проржавели, при размотке изделие буквально разваливается на части. Длительное хранение без ухода и обслуживания действительно приводит к постепенному износу буксировочного троса. Он становится непригодным для эксплуатации. Но несколько простых действий помогли бы избежать подобной ситуации.

Уход и обслуживание заключается в выполнении нескольких процедур с определённой периодичностью:

  1. Если трос находится в полиэтиленовом пакете, обязательно хотя бы раз в 3-4 месяца доставайте его, разматывайте и проверяйте, нет ли разрывов.
  2. При использовании крюков и карабинов возьмите смазку, чтобы обработать все подвижные металлические элементы.
  3. Не забывайте о профилактике образования коррозии. Иногда даже одного использования буксировочного троса бывает достаточно, чтобы начали появляться следы ржавчины.
  4. Следить за отсутствием даже незначительных трещин и разрывов. Если они появились, эксплуатировать такой трос уже потенциально опасно. Его следует выкинуть и приобрести новый.
  5. Смотрите на состояние прошивки концов, где располагаются крюки или петли. При наличии разлохмачивания нитей на стежках лучше поменять элемент. Иначе трос может подвести в самый ответственный момент.

Нельзя сказать, что выбор буксировочного троса является крайне сложной задачей. Здесь есть свои нюансы, особенности и правила грамотного подбора. Если принимать их во внимание и пользоваться рекомендациями грамотного специалиста, никаких проблем при возможной буксировке возникать не должно.

Вы должны заранее понимать, на какие нагрузки рассчитано изделие, в каких условиях оно будет эксплуатироваться и насколько часто придётся применять трос с различных экстремальных и не очень условиях.

Хотя тросы для буксировки в действительности и используются крайне редко, всё-таки нежелательно ездить на машине, в багажнике которой отсутствует такое приспособление. Никогда не знаешь, как именно сложится ситуация на дороге. Когда-то придётся вытягивать свой автомобиль, либо помогать другому транспортному средству выбираться из снежного сугроба, грязи или кювета. Здесь незаменимым инструментом и вашим помощником станет именно буксировочный трос. 

Динаический буксировочный трос

 

Динамический трос, растягиваясь, плавно накапливает энергию, а в момент, когда напряжение доходит до критического уровня, резко сжимается. В этом и состоит основная сложность общения с ним. Если правильно поймать момент сжатия и остановить передний автомобиль, то задний скорее всего освободится из плена. Казалось бы, все просто. Но без практики уловить этот момент нелегко. Обычно тормозят либо раньше, либо позже необходимого. В первом случае силы натяжения не хватает для полноценного рывка. Во втором застрявший автомобиль играет роль якоря, и передняя машина откидывается назад.

Еще одна распространенная ошибка – сразу «рвать» в полную силу. Если внедорожник застрял на совесть, то есть риск мощным рывком лишить один из автомобилей как минимум буксирной проушины. А она, оторвавшись, полетит в том направлении, куда ее тянет трос. Вы знаете, какие разрушения может причинить кусок железа, летящий с огромной скоростью? Чаще всего в этом случае повреждаются стекла или кузов. В особо запущенных случаях страдает даже рама. В худших – люди. Поэтому, прежде чем вытаскивать машину, следует ее слегка раскачать, несколько раз несильно подергивая тросом. И, конечно, не забывать про «тросогаситель» – телогрейку или что-то подобное, повешенное посередине стропы.

Если все делать правильно и динамические свойства троса действительно хороши, то извлечь из раскисшей глинистой колеи севший на днище какой-нибудь среднеразмерный внедорожник не составит труда даже «Нивой» или «джимником».

В автомагазине 12 Вольт Вы можете приобрести разные буксировочные тросы, а также шаклы, троса для лебедки и корозащитные стропы.

Размещено 27 Авг 2019, 15:17:38
Наверх