Как продлить срок службы аккумулятора

Важным элементом в составе технической начинки автомобиля является аккумулятор. Его продолжительная эксплуатация во многом зависит от бережного отношения к батарейке со стороны владельца. Даже если производитель аккумуляторов заявляет об определенном сроки службы своей продукции, то, тем не менее, можно продлить его работу. Для этого необходимо обеспечить бережное отношение к элементам питания, а также следить за проводкой своего «железного» коня. Кроме этого необходимо соблюдать определенные правила использования аккумулятора.

Разберем более подробно причины быстрого износа аккумулятора и способы продления его срока службы

1. Периодичность и процесс зарядки

Все АКБ автомобиля делятся на малообслуживаемые и необслуживаемые. Первые проще в эксплуатации, их достаточно раз в полгода относить в сервисный центр для проверки. Но стандартный уход за обеими вариантами производится самостоятельно. Аккумуляторную батарею категорически не рекомендуется держать в разряженном состоянии. Длительное нахождение без заряда способствует ускоренному разрушению пластин. Для восстановления АКБ используются специальные зарядные устройства. Сила тока не должна превышать 1/10 от номинальной емкости батареи. Регулярная езда на большие расстояния позволяет поддерживать нормальный заряд батареи без дополнительной подзарядки. В зимний период, когда АКБ испытывает повышенную нагрузку, рекомендуется восполнять емкость по необходимости или раз в 2 месяца. После глубокого разряда (включенные фары, музыка, обогрев стеков) требуется полноценная зарядка. Соблюдение правил и сроков подзарядки – одни из наиболее эффективных способов продлить срок службы аккумулятора.

Процесс зарядки аккумулятора:

  • Снять батарею с автомобиля, перенести на место подзарядки.
  • Оценить температуру устройства. Если АКБ принесен с мороза, то следует дождаться, пока он отогреется.
  • Отвинтить защитные пробки и проверить уровень электролита. При снижении объема жидкости доливают дистиллированную воду (для обслуживаемых батарей).
  • Подключить клеммы с соблюдением полярности.
  • Проверить плотность отдельных аккумуляторных ячеек (рекомендуется). Обнаружение разницы в диапазоне 0,05 г/см – повод отказаться от батареи.

Нюансы при зарядке аккумулятора:

Можно ли заряжать аккумулятор не снимая клеммы?

Выключение зажигания с выниманием из замка ключа ещё не гарантирует, что каждое устройство машины обесточено. Сигнализация, мультимедийное головное устройство, освещение салона и подобное могут быть в это время включены либо пребывать в ждущем состоянии. Это приводит к подаче на включенные автомобильные устройства чересчур высокого напряжения. В результате обычно эти устройства выходят из строя. В случае наличия в машине приборов, которые невозможно целиком обесточить после того, как выключено зажигание, проводить зарядку аккумулятора, не отсоединяя клеммы, недопустимо. Перед зарядкой нужно в такой ситуации обязательно отключить «минусовую» клемму.

Нельзя начинать отключать АКБ с «плюсовой» клеммы. «Минусовую» клемму соединяют с электрической сетью машины через непосредственное соединение с кузовом. При попытке отключить «плюс» в первую очередь возможны печальные последствия. Вследствие непреднамеренного контакта инструмента с элементами авто, сделанными из металла, может возникнуть короткое замыкание. Такая ситуация весьма распространена, когда с помощью ключей откручивают плюсовую клемму с вывода аккумулятора, а минус не снят.

Можно ли заряжать аккумулятор на морозе?

Зарядку можно смело осуществлять в холодных помещениях. В ходе зарядки происходит нагревание батареи и устанавливается высокая температура электролита внутри «банок». Вносить аккумулятор в тёплую среду для зарядки необходимо, когда в нём замерз электролит, из-за чего полностью села АКБ. Зарядка такого аккумулятора должна проводиться только после того, как оттает электролит.

Сколько времени заряжать аккумулятор?

Время зарядки аккумулятора зависит от зарядного устройства и ёмкости самого аккумулятора. Данный вопрос мы раскроем в отдельной статье.

Как часто заряжать аккумулятор?

Как уже писалось ранее, аккумулятор при необходимости надо заряжать один раз перед морозами. Верхнего предела частоты нет. Но если АКБ очень часто приходится заряжать, возможно есть более серьезные проблемы как с самим аккумулятором, так и с автомобилем, например, на АКБ не поступает заряд с генератора при езде или при выкипании нарушилось соотношении кислоты и воды.

Меры предосторожности при зарядке АКБ

Заряжайте аккумулятор только в проветриваемом помещении, так как в процессе зарядки выделяется арсин, сернистый газ, хлористый водород. Мало того что эти газы довольно вредны для здоровья, так при смешивании с воздухом в определенной концентрации они образуют взрывоопасную смесь (на случай если в небольшом непроветриваемом помещении заряжается сразу несколько АКБ).

Соблюдайте полярность при зарядке, плюс к плюсу, минус к минусу. Не все зарядные устройства имеют “защиту от дурака”.

2. Электрическая проводка автомобиля

Срок жизни АКБ напрямую зависит от исправности бортовой сети автомобиля. Электрическая проводка должна содержаться в полном порядке, особенно это касается следующих моментов:

  • работоспособность генератора и регулятора напряжения в сети;
  • отсутствие поврежденных участков проводки;
  • отсутствие незафиксированных или окисленных контактов.

Неполадки в работе бортовой сети способствуют увеличению сопротивления. Батарея начинает расходовать заряд на его преодоление, в результате ее полезный срок эксплуатации сокращается. Своевременная проверка исправности электрической проводки в автомобиле – эффективный способ продлить жизнь аккумулятора.

3. Постарайтесь свести к минимуму воздействие тепла

Распространенным заблуждением является то, что холодная погода убивает автомобильные аккумуляторы - это не совсем так. Автомобильные аккумуляторы должны работать усерднее, чтобы запустить двигатель в зимние месяцы, но причина, по которой многие из них выходят из строя зимой, в основном связана с повреждениями, которые они получили во время жары летом.

В сильную жару, а также во время езды температура внутри батареи поднимается, из-за этого из электролита начинает испаряться дистиллированная вода, а следом снижается его общий объем. Нехватка жидкости влечет за собой оголение пластин внутри АКБ. В таком состоянии они легко окисляются, постепенно разрушаются. Возможны ситуации, при которых обмазка с решеток крошится и падает на дно аккумулятора. Образовавшийся шлам нередко вызывает замыкание электродов.

Уровень электролита следует проверять регулярно, при необходимости нужно доливать дистиллят до отметки, которая покроет пластины из свинца на 1-1,5 см. Без периодической проверки количества жидкости внутри АКБ ее срок использования существенно сокращается. Единственная вторая жизнь аккумулятора после подобного износа – сдача в приемный пункт, который осуществляет выкуп БУ аккумуляторов.

4. Эксплуатация в зимнее время

Заморозки негативно сказываются на работе всех узлов автомобиля, включая аккумуляторные батареи. Загустевает масло, замерзают свечи, дольше крутится стартер, включаются все системы обогрева (печка, сидения, зеркала, стекла, руль). В таких условиях тратится гораздо больше заряда АКБ, восполнить ее емкость удается только при осуществлении поездки на большую дистанцию.

Правила эксплуатации аккумулятора в зимнее время:

  • не использовать разряженную батарею;
  • отказаться от езды на короткие дистанции (АКБ потратит больше энергии, чем успеет восполнить);
  • не перегружать стартер в момент запуска машины (не более 10-15 секунд);
  • при неудачном запуске не предпринимать новые попытки сразу же, нужно выждать 2-3 минуты;
  • до запуска двигателя рекомендуется «прогреть» АКБ, включив фары на 30 секунд.

Опытные водители дают еще один важный совет: перед запуском нужно максимально выжать сцепление для разъединения двигателя и трансмиссии. Это позволит снизить нагрузку на стартер.

5. Профилактика состояния клемм

В процессе эксплуатации на клеммах появляется налет. Это могут быть окислы, потеки электролита или следы коррозии. Налет серьезно влияет на способность АКБ проводить ток, поэтому его следует устранить сразу после обнаружения.

Способы очистки клеммы :

  • раствор пищевой соды;
  • обработка мелкозернистой наждачной бумагой;
  • раствор нашатырного спирта.

После очистки клеммы следует высушить и крепко затянуть. Для продления срока эксплуатации рекомендуется покрыть их специальным средством для контактов (продается в магазинах автотоваров).

6. Проверяйте напряжение батареи раз в месяц

Срок службы свинцово-кислотной батареи значительно сократится, если длительное время она частично или полностью разряжена, поэтому проверка напряжения с помощью вольтметра раз в месяц - отличный способ следить за состоянием вашей батареи. Работоспособная, полностью заряженная свинцово-кислотная батарея должна иметь напряжение около 12.7 В или выше.

Если напряжение упадет ниже 12.5 В, мы рекомендуем зарядить аккумулятор как можно скорее. Также важно помнить, что свинцово-кислотная автомобильная батарея считается наполовину заряженной при 12.4 В, и разряженной при 12.0 В.

7. Держите аккумулятор в чистоте

Убедитесь, что верхняя часть вашей батареи чистая, сухая и не содержит пыли и грязи. Грязная батарея может разряжаться через пыль в верхней части корпуса, создавая легкое короткое замыкание, которое в конечном итоге испортит батарею.

Клеммы батареи со временем подвергаются коррозии, и поддержание их в чистоте от налёта является отличным способом продлить срок службы автомобильного аккумулятора. Почистите клеммы старой зубной щеткой, смоченной в смеси пищевой соды и воды. Затем, используя распылитель с холодной водой, смойте смесь и тщательно вытрите чистой тканью.

8. Регулярный осмотр

Увеличить продолжительность жизни АКБ позволяет своевременное обнаружение проблем. Для этого необходим периодический визуальный осмотр на предмет целостности, а также ежегодная тренировка автомобильного аккумулятора.

Под последним понимается процесс, который включает полную зарядку батареи с последующим контролируемым разрядом и повторным восполнением емкости до максимума.

Как тренировать АКБ?

  • Аккумулятор снимается, заряжается в нормальном режиме.
  • Проверяется уровень электролита. При необходимости доводится до уровня 1,27 г/см.
  • Проводится контролируемый разряд с помощью сборки схемы разрядного устройства. Другой вариант – параллельное подключение к батарее лампочки соответствующей мощности. В этом случае контроль тока и напряжения осуществляется мультиметром.
  • После разрядки проводится полная зарядка с током не более 10% от емкости АКБ.

Контрольно тренировочный цикл аккумулятора, проведенный раз в год, способен ощутимо продлить ему жизнь.

9. Не оставляйте машину неиспользуемой на долгое время

Как несложно было заметить в некоторых пунктах выше, крайне важно, чтобы свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы всегда были полностью заряжены во избежание повреждения. Независимо от марки, все свинцово-кислотные аккумуляторы будут со временем разряжаться, что называется «саморазрядкой».

Залитая свинцово-кислотная батарея будет саморазряжаться со скоростью около 1% в день при комнатной температуре, 0,25% в день при 10° C и 1,5% в день при 30° C. Важно помнить, что паразитные нагрузки от транспортного средства увеличат скорость разряда, поэтому, если транспортное средство будет стоять неиспользованным дольше недели, было бы целесообразно подключить зарядное устройство, чтобы держать аккумулятор в рабочем состоянии.

Автомобиль, который не будет использоваться в течение продолжительного периода, стоит правильно подготовить. Важный пункт – снять аккумулятор. Он сохранится в изначальном состоянии, если его зарядить и разместить отдельно от машины.

10. Держите аккумулятор плотно закрепленным

Вибрация может сократить срок службы автомобильного аккумулятора, поэтому крайне важно, использовать подходящий зажим для аккумулятора, чтобы он всегда был надежно зафиксирован. При ненадежной фиксации, чрезмерная вибрация может повредить внутренние компоненты батареи - создавая короткие замыкания и сокращая ее срок службы.

Но не делайте ошибку, затягивая зажимы аккумулятора до предела своей прочности - так можно повредить аккумулятор! Вместо этого просто затяните гайки, пока не почувствуете начало сопротивления, а затем затяните еще на пол-оборота.

11. Избегайте частых коротких поездок

Аккумулятор получает разрядку каждый раз, когда вы заводите автомобиль, но затем заряжается с помощью двигателя во время поездки. Поэтому, если вы ездите только на короткие расстояния, аккумулятор не сможет восстановить количество потерянного заряда, а если вы будете повторять этот процесс ежедневно, емкость аккумулятора будет постепенно снижаться, пока он не снизиться настолько, что больше не сможет завести автомобиль.

Поддерживайте заряд аккумулятора автомобиля, ездя на нем часто и в течение более длительных периодов времени, и, если вы не пользуетесь автомобилем часто, подумайте о приобретении зарядного устройства, чтобы поддерживать нужный уровень заряда аккумулятора.

12. Минимизируйте мощность, используемую при выключенном двигателе

Автомобильные аккумуляторы чувствуют себя лучше, когда их заряд близок к 100%, поэтому держать фары или внутреннее освещение при неработающем двигателе - это плохая идея. Перед выходом из автомобиля всегда проверяйте, все ли аксессуары выключены, и дважды проверяйте, выключены ли фары и освещение, когда уходите.

Советы о том, как правильно обслуживать аккумулятор зимой?

Зимой нагрузка на аккумулятор значительно увеличивается, батарея разряжается гораздо быстрее. Если летом проблема может никак не проявить себя, то зимой есть риск заглохнуть посреди дороги. Эксплуатация аккумулятора при температуре ниже 20 градусов имеет некоторые особенности, так как в эти условиях батарея подвержена поломке сильнее:

  • снег, дождь, иные жидкости чаще попадают на корпус и снижают уровень заряда;
  • в холодное время года снижается герметичность АКБ;
  • повышается хрупкость корпуса аккумулятора;
  • появляется риск взрыва аккумулятора при подключении к сети, если зарядка проводится при замерзшем электролите.

Поэтому специалисты категорически не рекомендуют использовать разряженный аккумулятор в зимнее время. Если авто используется для непродолжительных поездок, перед тем, как поставить машину на стоянку, отключите все потребители электроэнергии (магнитола, фары и так далее) и дайте двигателю поработать.

Зимой запуск двигателя осложняется загустевшим маслом, замерзшими свечами зажигания. Стартеру необходимо больше времени для запуска мотора. Помните, что «крутить» стартер не следует более 15 секунд. Следующую попытку можно повторить через минуту. Перед пуском можно включить на несколько секунд дальний свет, чтобы прогреть аккумулятор.

Что делать с изношенным аккумулятором?

Советы становятся бесполезными, если батарея долго эксплуатировалась без соблюдения правил и ни разу не обслуживалась. Водителю придется купить новую АКБ, но сэкономить на приобретении реально. В пунктах приема «ПАК» можно сдать свинец и изношенные аккумуляторы по высокой цене, тем самым возместить часть расходов на покупку новой батареи. Расценки, адреса приемок и условия уточняйте у менеджера.

 

Размещено 13 Авг 2020, 20:52:28
Наверх