Колонки в машину: как выбрать?

Чаще всего новые и подержанные автомобили предлагаются уже полностью оснащенными аудиосистемами, магнитолами и проигрывателями. Но многие предпочитают самостоятельно подбирать компоненты акустической системы для своего авто. Выбор автомобильных колонок чрезвычайно широк и кроме них предлагается полный набор всего необходимого для их монтажа и подключения. Автомобильные колонки различаются по своему строению, по размерам, по способу монтажа и по количеству полос воспроизведения звука. По стандарту воспроизведения звукового сигнала они подразделяются на широкополосные, многополосные, коаксиальные, разнесенные с двумя и тремя компонентами.

Коаксиальные колонки - это колонки с динамиками разных частотных полос, расположенными на одной оси, в общем корпусе. Самая простая аналогия – матрешка, где вместо фигурок расположены динамики. В этом и состоит основное отличие коаксиальной акустики от компонентной – здесь вы получите систему в одном корпусе, а компонентная рассредоточена в разных корпусах.

Наибольшее применение коаксиальная акустика нашла там, где размеры пространства ограничены - в автозвуке. Согласитесь, если у вас малолитражка с небольшим салоном, очень сложно грамотно установить две-три пары различных динамиков для хорошего звучания всех спектров частот, с учетом того, что их еще нужно грамотно правильно по внутреннему пространству. Тут-то на помощь и пришло решение о совмещении разнополосных динамиков в одном корпусе.

Конечно, следует закономерный вопрос – а как же широкополосные динамики? Но не все так просто. Как известно, универсальное решение, как правило, будет уступать специализированному – так и в случае с динамиками. Ни один динамик не может с одинаково хорошим качеством произвести звук на всем заявленном частотном диапазоне. Идеального широкополосного динамика не существует - басы могут подхрипывать или проваливаться, верхние частоты отсутствовать, середина будет плоской. Другая ситуация складывается, когда динамик воспроизводит определенную полосу частот – такая конструкция проще реализуется, работает качественнее, надежнее, и что немаловажно – она дешевле. Конечно, идеально, чтобы эти динамики располагались в разных корпусах и размещались в разных местах – для формирования объемной акустической картины, но это не всегда возможно.

Количество частотных полос коаксиальных колонок бывает различным, и достигает 4 – динамики низких, средних частот и твитеры (для передачи высоких частот).

При выборе колонок в акустическую систему, нужно учесть их импеданс (сопротивление). Правильный импеданс влияет на работу акустической системы вцелом. Так как динамики будут подключаться к усилителю, то их характеристики должны соответствовать друг другу: при сопротивлении колонки более низком, чем то, на которое рассчитан усилитель, велика вероятность его перегрузки по току, и он может сгореть.

Кроме импеданса учтите номинальную мощность коаксиальной колонки – она должна быть больше мощности усилителя, чтобы система работала, обеспечивая нормальный звук. Если вы думаете, что чем больше заявлена мощность на упаковке с колонкой, тем лучше будет звук – это не совсем верно. Мощность конечно же влияет на громкость звучания, но на самом деле на громкость звука больше влияет соотношение мощности и чувствительностиколонки. То есть при сравнении двух колонок с одинаковой мощностью громче будет работать та, у которой чувствительность выше.

Все привыкли при выборе акустической техники обращать внимание на частотный диапазон модели, считая, что чем он шире, тем лучше будет звук. Но производители при указании этой характеристики зачастую лукавят. Да, возможно, весь диапазон, заявленный на упаковке, и воспроизводится динамиками, но очень мало кто предоставляет информацию, с каким качеством это делается – то есть присутствуют ли пики и провалы в амплитудно-частотной характеристике звука. Поэтому стоит принимать во внимание частотный диапазон, если указаны его допустимые отклонения в цифрах, или же приведена графическая АЧХ – эта информация уже будет достоверной и сообщающей информацию о качестве воспроизведения.

Некоторые модели динамиков комплектуются внешним кроссовером – частотным фильтром, вручную разделять частотные полосы. В целом, кроссовер срезает ненужные частоты для каждого динамика, сужая их рабочий диапазон, чтобы частотные спектры динамиков не наслаивались друг на друга, и на выходе получалась ровная АЧХ, без спадов и провалов. Оборотная сторона применения кроссоверов – в начальном и бюджетном сегментах сложно найти работающий без претензий кроссовер.

Форма динамиков встречается как круглая, так и овальная. Обратите внимание на это при покупке, если собираетесь монтировать акустику в уже существующие отверстия - штатные или купленного подиума. Хотя, конечно, в случае с подиумом, лучше его выбирать под колонки, после выбора моделей динамиков. Нужно учесть посадочную глубину динамиков и диаметр. Убедитесь, что выбранная модель поместится в посадочные гнезда, тщательно промерив посадочные размеры – это упростит монтаж и избавит от проблем.

Диффузор динамика низких частот в корпусе располагается с помощью подвеса, чтобы обеспечить необходимую подвижность. Подвесы могут быть выполнены из разных материалов: бутилкаучук, каучук, пенополимер, пенополиуретан, резина, ткань, гибридная система. Разные материалы обладают и разными характеристиками: прочностью, износостойкостью и эластичностью.

Материал диффузоров динамиков тоже бывает разным: полипропилен, композитное волокно, карбон, слюда, целлюлоза, прорезиненная ткань – все многообразие сложно перечислить. Такое большое количество совершенно разных фактур объясняется тем, что хотя новые материалы постоянно появляются, но от старых никто не отказывается – как появились первые динамики с бумажными диффузорами, так до сих пор от нее не отказались. Дело в том, что два главных требования к материалу диффузора, можно сказать, противоположны: это внутреннее затухание и жесткость. Жесткость нужна для равномерной передачи звука с излучающей поверхности. А внутреннее затухание выравнивает звук – сглаживая пики и провалы. Таким образом, согласно первому требованию идеальный диффузор должен быть металлическим или керамическим, а согласно второму – из пластичного материала. Вот производители и ищут компромисс, удовлетворяющий обоим требованиям.

Критерии выбора

Чаще всего коаксиальные колонки упоминаются в разговорах про автозвук, хотя их использование давно ушло дальше – производители топовых акустических систем для дома и не только используют их в своих установках. Поэтому не стоит считать коаксиалки – бюджетно-урезанным решением, которое всегда уступает компонентным динамикам, и дает выигрыш в цене и занимаемом пространстве. Да, зачастую коаксиальные колонки выступают только лишь как составная часть акустической системы машины (их устанавливают назад, для подзвучки), тогда как основную звуковую картину формируют компонентные динамики, установленные в передней части салона. Но некоторым вполне достаточно одних коаксиалок, без дополнительных динамиков.

Коаксиальные динамики при достойных звуковых характеристиках достаточно компактны по размерам, и при грамотном подборе могут идеально встать в посадочные гнезда вашего автомобиля, не требуя дополнительных проставок и подпилов. Производители выпускают колонки круглые и овальные, от миниатюрных 10 см до 25 см.

Что же такое широкополосные динамики? Нет надобности кому-либо объяснять, зачем нужны широкополосные динамики – это основные динамики любой аудиосистемы, не только автомобильной. Зачем нужен широкополосный динамик в машине, в которой нет аудиосистемы – понятно каждому. Но зачем он может понадобиться автолюбителю, в машине которого уже стоит штатная аудиосистема? Затем, что на аудиосистеме производители часто экономят, устанавливая недорогие однополосные динамики, которые средние частоты еще кое-как вытягивают, а «верха» и, особенно, «низы» режут нещадно. Не надо быть меломаном, чтобы заметить исчезновение бас-гитары в любимой композиции, а недорогой «однополосник» такой фокус запросто может обеспечить. Проще всего спасти ситуацию, заменив штатные динамики на коаксиальные или на более качественные широкополосные, с расширенным частотным диапазоном.

Но все же наиболее распространенная причина замены штатного (иногда даже коаксиального) динамика на широкополосный – создание компонентной автоакустики, т.е., такой аудиосистемы, в которой звук разделяется по частотам и каждую полосу частот озвучивает отдельный динамик: ВЧ – твитеры, СЧ – широкополосные динамики, НЧ – сабвуферы. Пока что именно компонентная автоакустика считается наилучшим решением для обеспечения чистоты и качества звука. 

Характеристики широкополосных колонок.

Размер динамика. Нельзя однозначно утверждать, что чем больше динамик, тем лучше у него звучат низкие частоты и тем хуже – высокие. Но хорошо играющий НЧ динамик, скорее всего, будет большого диаметра, просто по той причине, что большому диффузору проще создать большое звуковое давление и поддержать громкость звука на низких частотах. В то же время иной 10-сантиметровый динамик обеспечивает лучшее звучание НЧ, чем другой 15-сантиметровый. Поэтому, выбирая широкополосный динамик в автомобиль, на диаметр следует обратить внимание как на чисто геометрическую характеристику вместе с посадочной глубиной: влезет ли динамик в предполагаемое место установки. А соответствие его выбранной роли лучше проверять по диапазону частот и амплитудно-частотной характеристике.

Максимальная мощность динамика (PMPO) - это мощность кратковременного (до 2 секунд) сигнала, которую может выдержать динамик без повреждений. Если максимальная мощность усилителя выше, чем максимальная мощность динамиков, следует воздержаться от прослушивания музыки на громкости, близкой к максимальной - особенно музыки с резкими и продолжительными перепадами громкости. Но следует иметь в виду, что стандартной процедуры измерения максимальной мощности не существует и при выборе динамиков ориентироваться лучше не на неё, а на номинальную мощность.

Номинальная мощность динамика (RMS) - та, на которой он может работать час без опасности повреждения. Именно эту характеристику следует использовать при подборе динамика. Также следует ориентироваться на мощность усилителя, к которому будет подключен динамик. Мощность динамика должна быть сравнима с мощностью усилителя (магнитолы). 

Минимальная и максимальная частота динамика – одни из важнейших его параметров, определяющие качество звука будущей аудиосистемы. Человеческое ухо слышит звуки частотой от 20 до 20000 Гц, и, чем лучше частотный диапазон аудиосистемы будет покрывать диапазон слышимых частот, тем полнее будет её звук. Если вы выбираете однополосный динамик, он должен охватывать как можно более широкий диапазон – минимальная частота должна быть близка к 20 Гц, насколько это возможно (30-40 Гц – вполне хороший показатель), а максимальная – закрывать слышимый диапазон полностью, т.е. 20000 Гц. Если в паре с динамиком предполагается использовать сабвуфер, требования к минимальной частоте смягчаются. Такой двухполосный динамик может иметь минимальную частоту в 100 и более герц. Если предполагается использовать твитер, то снижается требование к максимальной частоте. 

Количество полос определяет, сколько динамиков должно быть в комплекте с данным, чтобы обеспечить полное покрытие слышимого диапазона. Однополосный динамик может быть единственным динамиком системы, обеспечивая качество звука хоть и далекое от идеального, но достаточное, скажем, для прослушивания радио. Двухполосные динамики требуют дополнительно наличия сабвуфера или твитера – точнее можно сказать, посмотрев на максимальные и минимальные частоты. Трехполосные динамики требуют и сабвуфера и твитера.

Импеданс или внутренне сопротивление динамика должно в точности поддерживаться усилителем. Если подключить динамик с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить нагрузку на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.

Материал диффузора. К диффузору динамиков предъявляются противоречивые требования – он должен быть максимально жестким для мгновенной передачи ускорения катушки на всю поверхность диффузора, и, в то же время, он должен хорошо демпфировать любые колебания для предотвращения «звона». Производители постоянно ведут разработку новых материалов, пытаясь добиться идеального баланса между жесткостью и демпфированием. 
Бумага или целлюлоза – старейший из материалов диффузоров до сих пор остается неплохим решением за счет высоких демпфирующих способностей и неплохой жесткости. К недостаткам можно отнести невысокую механическую прочность и восприимчивость к атмосферным воздействиям.
Полипропилен (IMPP) недорог, прочен, имеет хорошую демпфирующую способность и устойчив к атмосферным воздействиям (для автомобильного динамика это важно). К сожалению, жесткость полипропилена невысока, особенно при использовании его в чистом виде, что часто бывает в недорогих моделях – из-за этого страдает качество звука.
Карбон и композитные волокна на основе углепластика имеют высокую жесткость, обеспечивая высокое качество звука, но демпфирование в них невысоко, АЧХ таких динамиков может быть неровным, иметь ярко выраженные пики и провалы.

Популярные производители

Прежде чем выбрать динамики для автомобиля, необходимо определиться с тем, какой критерий будет самым главным. Если планируется приобрести устройства только популярных брендов, то подойдут изделия от компаний Sony, Pioneer, Kenwood и JVC. В рейтинге автомобильных колонок их устройства занимают первые места. Изделия отличаются надежностью и высоким качеством звучания. Но есть у таких брендов и недостаток: стоят лучшие колонки недешево. Для людей, которые предпочитают классическую музыку либо являются перфекционистами, не рекомендуется даже обращать внимание на недорогие акустические системы. Это касается таких компаний как Mystery, Supra, CallCell и Fusion. От таких устройств не получится добиться хорошего звука в авто.

Но если выбирать более дорогостоящие изделия этих же производителей, то можно найти приемлемые варианты с достаточно хорошим звуком и надежной работой на протяжении нескольких лет. Что касается хорошего соотношения между качеством и стоимостью, то можно приобрести акустические системы от компаний: DLS, MTX, JBL, Focal, Hertz, Rockford Fosgate, Magnat, Boston Acoustic, Alpine, Blaupunkt, Nakamichi, Lightning Audio, Infinity или Morel.

В автомагазине 12 Вольт широкий ассортимент колонок всех размеров и разных производителей.

Размещено 11 Июль 2019, 18:46:15
Наверх